пятница, 8 февраля 2013 г.

голая сношается со снеговиком

Дерись или беги (сборник) Дерись или беги (сборник)Полина Алексеевна Клюкина Полина КлюкинаДерись или беги Замерзая от внутреннего холода и согреваясь внутренним жаромPPP Чтобы определить надо сравнивать. Поэтов за сравнения любят, критиков ругают. Тогда будем считать, что говорить о Полине Клюкиной это не критика, а поэзия.PPP Что видим сразу: нарочитая необязательность линейного сюжета; иPдаже при наличии истории чувствуется ее разорванность, расхристанность, лоскутность. Проза Клюкиной держится на почти тактильном ощущении марева, выморочного пространства, смутных человеческих передвижений.PPP Это как акварельный рисунок, где быстро набросали дерево, дом, женщину у дома и сразу прикрепили на стену. Дерево, женщина, дом всё различимо, но краски чуть смешались и чуть оплыли и ты долго вглядываешься, различая, кто есть кто.PPP И понимаешь наконец, что настроение только так и можно было передать.PPP Воздух плывет, небо раскачивается, голоса неразборчивы.PPP «Вере Ивановне внезапно захотелось в Россию, где сталинки прячутся за новостройками, а под фонарями вьются озабоченные мошки, и подшабашивающие практичные старухи сжимают в газетке безнадежные георгины и возвращаются в темные дворы, выбрасывают цветы и усаживаются на скамью под досыхающую черемуху».PPP Это акварель.PPP Клюкина не очень заботится о читателе она заботится о слове.PPP Она рано и, как кажется, очень хорошо поняла, что главные события, когда идет речь о настоящей литературе, происходят не в сфере событийной, а в сфере языка.PPP Правильно поставил слова и получился жест. Правильно соединил фразу с фразой и вот он характер. Правильно состыковал абзац с абзацем рассказ о человеке почти уже состоялся.PPP Впрочем, у Клюкиной опять же главное даже не люди, а то неуловимое, что происходит между ними или остается от них.PPP Если Клюкиной нужно описать человеческую тоску она скорей опишет вещь рядом с человеком, чем самого человека.PPP «В отсутствие внука она проигрывала пластинки Мирей Матье и прислушивалась к жужжанию белого холодильника. Холодильник периодически замолкал, в паузах вздрагивая и подбрасывая проигрыватель, а потом долго дрожал, замерзая от внутреннего холода. Уже неделю он был почти пуст и все силы бросал на банку горчицы и высохший укроп».PPP Прислушиваясь к жужжанию этого холодильника, я понял о героине больше, чем если бы Полина Клюкина долго и подробно описывала ее внутренний мир. «Замерзая от внутреннего холода» это, с одной стороны, совсем о другом, но в то же время звучит как камертон.PPP Или другой пример.PPP «Еще Даня дарил цветы, хотя ей и раньше дарили цветы, но эти эти были иного происхождения. Их бичевал дождь и сёк ветер, рубали термиты и рвали Данилины пальцы их особенно нравилось уважать».PPP Тут речь о цветах или о Дане? На первый взгляд, конечно, о цветах их же сёк ветер, и рубали термиты, а не Даню. Но с Даней через эти цветы тоже сразу становится всё понятно.PPP Этот ход придумала не Клюкина, но она здорово умеет им пользоваться.PPP Кажется, что многие ее тексты поток сознания, характеризующий одного героя. Но странным образом поток сознания становится током бытия всё со всем связано: сознательное, несознательное, бессознательное. Жизнь рифмуется едва заметными касаниями. А если попадается грубая, точная рифма, где есть любовь и есть кровь, то делается это со вкусом, с оттягом, сочно.PPP Мужики в этой прозе появляются редко и, если появляются, в основном такие как у молодого Горького: воры, жульё, бродяги.PPP По крайней мере только на подобных и может всерьез остановиться взор Клюкиной.PPP В смысле ремесла мы имеем дело со взрослым, ну, или стремительно взрослеющим, автором. Иногда еще заметны швы, но стежки всё крепче, всё жестче.PPP «Кажется, буквально вчера, испачканный густым деревенским солнцем, он нюхал гнилое пьяное сено на кромках покоса, разглядывал хлюпкие ямки от дедовских громоздких галош».PPP Речь хрустит на зубах а то, что попадается песок,P так даже лучше, значит, слово вырвали из земли а не своровали из воздуха.PPP Что до мировоззрения то мы видим автора, у которого его, наверное, нет. Есть мирочувствие.PPP Но этого более чем достаточно для хорошей литературы.PPP Мир Клюкиной болит, но она не подает вида. Спрятанная, пережитая, вытерпленная боль основное в этой книжке, главное.PPP Это какая-то неженская проза повествованье часто готово оступиться во всё это мягкое, женское, многословное,P но неизбежно отыгрывает свое суровая, упрямая, не девичья какая-то воля.PPP Будто бы после случившегося в первом же тексте этой книжки в «Карнизе» лирическая героиня разучилась жалеть себя.PPP Словарь нарочито отстраненной и чуть даже жесткой Клюкиной выдает в ней человека страстного и эта спрятанная, зажатая в зубах страсть она куда ценнее так свойственного мужчинам новых времен самоподзавода, их склонности к истерике и вдохновенному неврозу.PPP Клюкина только начала писать прозу, но у нее уже хочется чему-нибудь научиться.PPP Упрямству. Честности. Юности. Умению произносить какие-то слова так, что они обретают первые и самые важные свои смыслы.PPP Потом понимаешь, что этому учиться уже бесполезно. Если какие-то вещи потеряны их взаймы не возьмешь.PPP Остается порадоваться, что кто-то еще обладает ими.PPP Обладает острым и болезненным течением горячей крови, юным и беспощадным зрением.PPP Всё это прекрасный человеческий дар.PPP Всё это, в конце концов, счастье, о котором еще не догадываешься.PPP И, наверное, не стоит догадываться раньше времени.PPP Полина, берегите себя. PPPP Захар Прилепин КарнизМоноспектакль на двоихPPP Могла ли я избежать провала? Если бы в нужный момент опустила нужную кулису и незаметно изменила декорации Нет. Это понимание пришло после занавеса. Каждый день я загибала уголки на нужных страницах и подчеркивала главные реплики. И, наконец, поняла: это не та роль. Это не моя пьеса. И не мне она принесет успех. PPPP Из маминого дневникаPPP 3 ноября 1989 годаPPP Сегодня дважды смотрела один и тот же фильм и в конце рыдала. Зачем? Ну да, смотреть фильмы, чтоб жалеть себя мертвую в титрах. Я и правда нахожу себя в титрах обведенной в рамочку.PPP Как будто фильм снят, а меня уже нет, и никто не вспомнит о моем участии в нем. Тоскливая кончина актрисы в маленькой квартирке на окраине маленького города. Последним ее занятием был подсчет мелочи в кошельке.PPP Я все же надеюсь, что это временное помутнение России, и жду, когда вырастет дочь. Останемся с мужем одни и, как помпезные немцы, будем греться каждый апрель в турецкой бане, а выходя, вытирать с себя капли пара заграничной неги.PPP Или не будем. Про насPPP Мы познакомились на сцене. Потрепанный мальчик из провинциального коми-поселка, с полинявшим лейблом Leeна отцовских джинсах и крупной родинкой возле носа. Тощие руки и девственность, которую он хранил уже девятнадцать лет.PPP Он был из актерской семьи. У них не принято говорить правду, зато надо уметь лизать режиссерскую задницу на фоне занавеса с чайкой, трагично махать ресницами и верить в свою элитарность.PPP Отец целыми днями лежал на диване, а у матери были мозоли на руках. Кроме работы актрисой в провинциальном театре она успевала подрабатывать техничкой и спонсировать Димины попытки поступления в Лит.PPP Мне понравились его загадочность и страсть к Беккету, хорошее чувство юмора и молчаливый нрав. С самого начала это походило на игру. Я ставлю цель, мне даны обстоятельства, игра затягивает обстоятельства усложняются.PPP Получать наслаждение от бессилия может только человек с полным отсутствием инстинкта самосохранения. Заманчиво и вместе с тем зыбко бессильно кому-то принадлежать. Встретив на улице молодую мать с новорожденным, мы с Димкой одновременно загадочно улыбались друг другу и молча опускали смущенные глаза. Зыбко это. PPPP Из маминого дневникаPPP 5 февраля 2004 годаPPP Если грех сотворить себе кумира, то каков тогда мой грех? Я сотворила кумира не только себе, но и своему ребенку. Все двадцать лет брака я создавала утопию. Стойко, осознанно, боясь повторить свое детство и тем самым признать неизбежность его повторения.PPP И в один момент все

Комментариев нет:

Отправить комментарий